Республиканский семинар-совещание «Организация работы с одаренной молодежью»
Опубликовано пн, 2014-01-13 12:07 пользователем psu

Особое внимание было уделено вопросам актуализации Республиканского банка данных одаренной молодежи и организационно-методическому обеспечению работы с интеллектуально одаренными учащимися; научному, методическому и организационному сопровождению интеллектуально одаренной молодежи в контексте преемственности этапов «школа – высшее образование – послевузовское образование»; критериальным ресурсам повышения качества научно- и организационно-методического сопровождения одаренной молодежи в системе «школа – высшее образование – послевузовское образование», профессионального становления одаренной молодежи в системе «школа – вуз», а также выполнению поручений Главы государства и нормативных актов Министерства образования по работе с одаренной молодежью в вузах республики.
На семинаре-совещании были определены приоритетные задачи совершенствования системы работы с одаренной молодежью. По итогам семинара-совещания принята резолюция.

РЕЗОЛЮЦИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОГО СЕМИНАРА-СОВЕЩАНИЯ
«ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННОЙ МОЛОДЕЖЬЮ»
РИВШ, 28 ноября 2013 г.
«ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННОЙ МОЛОДЕЖЬЮ»
РИВШ, 28 ноября 2013 г.
Участники семинара-совещания констатировали следующее:
1. Работа с интеллектуально одаренной и талантливой молодежью осуществляется практически на всех уровнях национальной системы образования и представлена в следующих формах: учебно- и научно-исследовательское направление; творческие состязания молодых; организационно-, научно-методическое и информационное сопровождение; управление системой работы с одаренной молодежью, государственная поддержка.
2. Разработаны теоретические основы, научно-методическое и организационное обеспечение системы выявления, развития и профессионального становления интеллектуально одаренной молодежи в Республике Беларусь.
3. Предложены принципы отбора и реализации критериев, научно-методические основания креативных ресурсов работы с одаренной молодежью, определенных в следующих областях: кадровое обеспечение и научно-методическое сопровождение работы с одаренными, организационно-управленческая поддержка; социальная (производственная, научная и т.п.) востребованность специалиста, сформированного по креативным программам; социализация таланта в программах интеллектуального состязания и сотворчества; сопоставление различных систем выявления, сопровождения и подготовки одаренных в национальных и государственных системах образования и коммерческих структурах; информационное сопровождение, позволяющее осуществлять мониторинг и критерий качества мониторинга и др. Все показатели группируются по основным критериальным областям.
4. Сформировано программное обеспечение для автоматизации процессов оценки работы с интеллектуально одаренной молодежью и руководство пользователя.
Вместе с тем, для совершенствования системы работы с одаренной молодежью необходимо:
• при сокращении репродуктивных методов расширить сектор поисковой деятельности студентов; диверсифицировать формы интеллектуального состязания; организовать работу по привлечению одаренной молодежи к участию в научных объединениях УВО; обеспечить использование исследовательского принципа при организации учебных занятий, выполнении курсовых и дипломных работ, прохождении учебных и производственных практик;
• осуществлять постоянное организационное, педагогическое сопровождения одаренных молодых людей, поступивших в высшие учебные заведения; организовать комплексное тьюторское сопровождение лиц, включенных в банк данных одаренной молодежи; ежегодно заслушивать на советах УВО отчеты ответственных исполнителей и кураторов о работе с одаренной молодежью; принять меры по моральному и материальному стимулированию научных кураторов студентов, показывающих высокие результаты в научно-исследовательской и инновационной деятельности;
• развивать методологические компетенции педагогов с более широким внедрением креативных методик; совершенствовать систему повышения квалификации педагогов, работающих по креативным методикам; осуществлять более адресные формы повышения квалификации; Республиканскому институту высшей школы провести целевые семинары для ответственных за работу с одаренными в учреждениях образования;
• обеспечить неукоснительное выполнение нормативных правовых актов, регулирующих работу с одаренной молодежью;
• совершенствовать организационную инфраструктуру работы с одаренными: рассмотреть вопрос об организации республиканского и региональных центров для проведения занятий с одарёнными учащимися с приглашением профессоров и преподавателей из университетов и НАН Беларуси, из стран СНГ и дальнего зарубежья; организовать работу ”Школ юных“ при кафедрах и факультетах в соответствии с профилем подготовки будущих специалистов; создать систему сквозного сопровождения талантливой молодежи от школьной парты до рабочего места;
• провести комплекс мероприятий с министерствами, ведомствами, организациями, предприятиями и учреждениями всех форм собственности на предмет рассмотрения и решения проблемы более тесного сотрудничества, востребованности и поддержки одаренной молодежи; активно работать с работодателями по подбору первого рабочего места в соответствии со специальностью и интеллектуальными способностями одаренной молодежи;
• обеспечить системное информирование об одаренной молодежи в СМИ; на сайтах УВО, АПО, РИПО, РИВШ создать страницы с информацией об опыте работы с одаренной молодежью.
1. Работа с интеллектуально одаренной и талантливой молодежью осуществляется практически на всех уровнях национальной системы образования и представлена в следующих формах: учебно- и научно-исследовательское направление; творческие состязания молодых; организационно-, научно-методическое и информационное сопровождение; управление системой работы с одаренной молодежью, государственная поддержка.
2. Разработаны теоретические основы, научно-методическое и организационное обеспечение системы выявления, развития и профессионального становления интеллектуально одаренной молодежи в Республике Беларусь.
3. Предложены принципы отбора и реализации критериев, научно-методические основания креативных ресурсов работы с одаренной молодежью, определенных в следующих областях: кадровое обеспечение и научно-методическое сопровождение работы с одаренными, организационно-управленческая поддержка; социальная (производственная, научная и т.п.) востребованность специалиста, сформированного по креативным программам; социализация таланта в программах интеллектуального состязания и сотворчества; сопоставление различных систем выявления, сопровождения и подготовки одаренных в национальных и государственных системах образования и коммерческих структурах; информационное сопровождение, позволяющее осуществлять мониторинг и критерий качества мониторинга и др. Все показатели группируются по основным критериальным областям.
4. Сформировано программное обеспечение для автоматизации процессов оценки работы с интеллектуально одаренной молодежью и руководство пользователя.
Вместе с тем, для совершенствования системы работы с одаренной молодежью необходимо:
• при сокращении репродуктивных методов расширить сектор поисковой деятельности студентов; диверсифицировать формы интеллектуального состязания; организовать работу по привлечению одаренной молодежи к участию в научных объединениях УВО; обеспечить использование исследовательского принципа при организации учебных занятий, выполнении курсовых и дипломных работ, прохождении учебных и производственных практик;
• осуществлять постоянное организационное, педагогическое сопровождения одаренных молодых людей, поступивших в высшие учебные заведения; организовать комплексное тьюторское сопровождение лиц, включенных в банк данных одаренной молодежи; ежегодно заслушивать на советах УВО отчеты ответственных исполнителей и кураторов о работе с одаренной молодежью; принять меры по моральному и материальному стимулированию научных кураторов студентов, показывающих высокие результаты в научно-исследовательской и инновационной деятельности;
• развивать методологические компетенции педагогов с более широким внедрением креативных методик; совершенствовать систему повышения квалификации педагогов, работающих по креативным методикам; осуществлять более адресные формы повышения квалификации; Республиканскому институту высшей школы провести целевые семинары для ответственных за работу с одаренными в учреждениях образования;
• обеспечить неукоснительное выполнение нормативных правовых актов, регулирующих работу с одаренной молодежью;
• совершенствовать организационную инфраструктуру работы с одаренными: рассмотреть вопрос об организации республиканского и региональных центров для проведения занятий с одарёнными учащимися с приглашением профессоров и преподавателей из университетов и НАН Беларуси, из стран СНГ и дальнего зарубежья; организовать работу ”Школ юных“ при кафедрах и факультетах в соответствии с профилем подготовки будущих специалистов; создать систему сквозного сопровождения талантливой молодежи от школьной парты до рабочего места;
• провести комплекс мероприятий с министерствами, ведомствами, организациями, предприятиями и учреждениями всех форм собственности на предмет рассмотрения и решения проблемы более тесного сотрудничества, востребованности и поддержки одаренной молодежи; активно работать с работодателями по подбору первого рабочего места в соответствии со специальностью и интеллектуальными способностями одаренной молодежи;
• обеспечить системное информирование об одаренной молодежи в СМИ; на сайтах УВО, АПО, РИПО, РИВШ создать страницы с информацией об опыте работы с одаренной молодежью.
Статья подготовлена с использованием информации РИВШ.
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- Telegram
- РњРѕР№ Р В Р’В Р РЋРЎв„ўР В Р’В Р РЋРІР‚ВВВВВВВВРЎР‚
- LiveJournal