Прокуратура информирует: использование служебного положения в личных интересах недопустимо

Статьей 16 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» предусмотрен один из механизмов ее предупреждения – оформление письменных обязательств государственного должностного лица, лица, претендующего на занятие должности государственного должностного лица, основной целью которого является недопущение использования служебного положения и связанных с ним возможностей, а также основанного на нем авторитета в личных, групповых и иных внеслужебных интересах.

Неподписание такого обязательства влечет за собой отказ в регистрации в качестве кандидата на должность государственного должностного лица, в назначении на должность государственного должностного лица либо освобождение государственного должностного лица от занимаемой должности в порядке, установленном законодательными актами.

Ограничения, устанавливаемые для государственных должностных и приравненных к ним лиц, предусмотрены статьей 17 Закона, согласно которой государственное должностное лицо не вправе заниматься предпринимательской деятельностью; принимать в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей имущество или получать другую выгоду в виде работы, услуги для себя или третьих лиц; осуществлять поездки за счет физических и (или) юридических лиц, отношения с которыми входят в вопросы его служебной (трудовой) деятельности, за исключением служебных командировок; по приглашению супруга (супруги), близких родственников или свойственников; использовать в личных и иных внеслужебных интересах средства финансового, материально-технического и информационного обеспечения, другое имущество государственного органа, иной государственной организации, организации, в уставном фонде которой 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц, предоставленные государственному должностному лицу для исполнения служебных (трудовых) обязанностей.

Кроме того, руководители, их заместители и главные бухгалтеры государственных организаций и организаций, в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц, не вправе выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением служебных (трудовых) обязанностей по месту основной службы (работы) (кроме педагогической (в части реализации содержания образовательных программ), научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики).

В истекшем периоде 2023 года Пинской межрайонной прокуратурой устанавливались факты нарушений государственными должностными лицами письменного обязательства по соблюдению ограничений.

Например, сотрудник государственной организации, являющийся государственным должностным лицом, письменно давшим обязательство по соблюдению ограничений, установленных статьей 17 Закона, в том числе на выполнение иной оплачиваемой работы, не связанной с исполнением служебных (трудовых) обязанностей по месту основной службы (работы), с 2003-го по 2023 год являлся председателем товарищества собственников дома.

Также руководитель одной из государственных организаций, подписавший обязательство по соблюдению ограничений, предусмотренных Законом, не являясь лицом, за которым закреплен служебный автомобиль, использовал его в личных целях.

Напоминаем, что нарушение работником, являющимся государственным должностным лицом, письменного обязательства по соблюдению ограничений, предусмотренных законодательством о борьбе с коррупцией, в силу подпункта 5-1 части 1 статьи 47 Трудового кодекса Республики Беларусь является основанием для прекращения трудового договора.

Источник: p-v.by