Интервью Первого заместителя Министра образования Республики Беларусь Старовойтовой Ирины Анатольевны студенту ПолесГУ


 
В торжественных мероприятиях, посвященных Дню знаний и началу учебного года, в ПолесГУ принимала участие Первый заместитель Министра образования Республики Беларусь Старовойтова Ирина Анатольевна. Студент третьего курса факультета экономики и финансов Никита Литвинчук задал интересующие студентов вопросы. Ирина Анатольевна с удовольствием и интересом побеседовала с представителем студенческого сообщества нашего университета.
 

В этом году в университете открыто две новые специальности: биохимия и управление инновационными проектами промышленных предприятий. Какие ещё, по Вашему мнению, профессии будут востребованы в ближайшее время?

Очень непростой вопрос,  ведь знания устаревают один раз в три года, как посчитали ученые-эксперты. И поэтому, конечно, обновление, появление новых специальностей – это важнейшая наша с вами работа. В первую очередь, открытие специальностей зависит от потребностей экономики. Если университет заявляет о том, что они проработали вопрос, они взаимодействуют с заказчиками кадров, они видят, что эта специальность,  эти специалисты будут востребованы в организациях и на предприятиях, то, учитывая наличие или отсутствие таких специальностей в целом по стране, мы принимаем решение в данном случае в поддержку предложения университета.  Необходимо помнить, что за красивым названием специальности действительно должна быть инновационность и, самое главное, востребованность. Если их нет, то тогда происходит следующее: потенциальный абитуриент видит красивое название, новую специальность,  но не совсем понимая, где и каким специалистом он будет в будущем, поступает, а потом могут возникать уже  другие сложности. Вот для того, чтобы этого избежать, при открытии специальности отрабатываются все вопросы: потребности экономики , её содержательные вопросы. Ну а уже само название специальности в определенной мере дело творчества и опыта.

Наш университет тоже не стоит на месте и также дорабатывает вопросы профориентационной работы с будущими абитуриентами.  Студенты и преподаватели, посещая колледжи, школы, не только говорят в общем о специальностях, а рассказывают о том,  как на самом деле происходит подготовка будущих специалистов, что мы изучаем и кем станем в будущем. Это очень важный момент, на самом деле.

Понимаете, здесь еще очень важно, чтобы заказчик кадров сам инициировал формирование тех компетенций, которые необходимы сотруднику той или иной специальности, и, поэтому, в первую очередь, заказчик кадров должен быть тем самым инициативным звеном. Но происходит по-разному. Где-то заказчик кадров – инициатор, а где-то сам университет прорабатывает эти вопросы. Тут, я убеждена , очень важно организовать сотрудничество и интеграцию. Не зря мы реализуем задачу не только фундаментального качественного образования, но еще одновременно с этим практико-ориентированного обучения. Я полагаю, что у нас это получается.

Кстати говоря, все студенты проходят практику с первого курса, ведь очень важно попробовать свою специальность на практике. Ну и конечно, для нас важна профориентационная работа в школах, учреждениях образования, когда школьник определяется в выборе той или иной специальности, профессии. Нам важно, чтобы он попробовал себя в нескольких направлениях.

Как вы можете охарактеризовать современного студента? Чем, по Вашему мнению, он отличается от студента 15-20 лет назад?

Вы знаете мне кажется, что тогда, когда мы получали первое высшее образование, у нас не было такой информационной среды. Мобильных телефонов и даже компьютеров тогда не было в каждой семье. А сегодня студент находится в открытом информационном пространстве, способы общения друг с другом и коммуникаций стали другими. Одновременно с этим такая коммуникационная особенность современного студенчества не должна приводить к каким-то сложностям в общении в жизни. Это очень важная составляющая, это означает, что в университете необходимо организовать жизнь, которая будет активна в формате непосредственного общения друг с другом. Это могут быть различные формы общения, обсуждения, совместные события.  Ведь, если мы потеряем  это взаимодействие, какую-то человеческую эмпатию друг к другу, то, наверное,  тогда могут возникнуть другие сложности. Трудно потом и на рабочем месте, потому что закрыться от коллектива совершенно невозможно, а результат без взаимодействия с коллективом невозможен. Достижение цели возможно только в единстве.  

Современная молодежь, конечно, и образованная, и начитанная. А те направления, в которых молодежь находит интерес в чем-то, часто интересны и моему поколению. Чему- то  мы можем у вас и поучиться. Понимаете, здесь очень важно, что бы молодежь прислушивалась к опыту старшего поколения, понимала и осознавала значимость этого опыта. А с другой стороны и опытный, взрослый человек должен прислушиваться к молодежи, потому что вы где-то по другому размышляете, вы действуете по другому.  Но только в совместном единстве молодежи и старшего поколения, нам удастся избежать ошибок, а молодежные инициативы всегда найдут отклик,  потому что вы видите мир немножко другими глазами, потому что вы смотрите вперед.  Вы – будущее нашей страны, вы те, кто будет дальше выстраивать, развивать страну, вы те, от кого зависит какой будет наша страна. Вы должны всегда помнить, какие события происходили на территории нашей страны, видеть факты и анализировать их, делать выводы и всегда помнить о том, что у вас есть ваша любимая страна. От вас очень многое зависит, и  наша с вами задача – не потерять связь поколений.

Ваш совет студенту, который хочет достичь успехов в жизни и карьере?

В первую очередь, развивайте себя всю свою жизнь. Принцип «образование через всю жизнь» –   это не просто красивая мысль, это действительно то, что вы должны нести через всю жизнь. Постоянно самообразовывайтесь, никогда не останавливайтесь. Как только вы сказали «я профессионал», знайте, что с этой минуты вы остановились в развитии.

Очень быстро развивается экономика, много новых инновационных идей, создаются новые предприятия, возникают новые формы социокультурного взаимодействия. А  вы всегда должны идти в ногу со временем. Вот  тогда вы будете успешны.  Важно, что бы у вас была внутренняя потребность и желание расти профессионально.  Очень важно ответственное отношение ко всему, за что вы беретесь, что создаете, делаете и реализуете. Вы всегда должны думать о последствиях, прислушиваться к опытным людям, которые находятся рядом с вами. Это касается и ваших будущих коллег, и студенческого сообщества,  и профессорско-преподавательского состава. Все, что вы делаете, должно проходить через ваше сердце. Мне кажется вот это очень важно.

Я думаю, что все составляющие, если их собрать воедино, помогут реализовать ваши цели и задачи. Каждый молодой человек, я в этом убеждена, может достичь той цели, которую для себя обозначил. Четко определите те шаги, которые необходимо в жизни реализовать. Главное найти свою нишу, быть счастливыми, что бы ваши интересы и профессиональные направления совпадали.

Наш университет преступил 15-летний рубеж.  Ваши пожелания студентам и сотрудникам ПолесГУ?

Хочется пожелать руководству и всему преподавательскому составу больших успехов в подготовке специалистов, новых идей, а студентам –достижений в учебе, энтузиазма и трудолюбия.  Пусть Полесский государственный университет продолжит свой стремительный путь развития и укрепляет позиции в республиканском и международном научно-образовательном сообществе. Здоровья всем , успехов и удачи!