Абитуриентам прописали витамин В. Решить задания на ЦТ и успеть вписать ответы станет сложнее

В январе на сайте Республиканского института контроля знаний (РИКЗ) опубликовали спецификацию тестов 2021 года. Как оказалось, тесты будут отличаться от образцов прошлого года. Новшества по структуре не коснулись только заданий ЦТ по русскому и белорусскому языкам. А вот наиболее существенные изменения коснулись тестов по математике и физике. Рассказываем подробно об изменениях

Изменилось количество, но не качество

В целом структура тестов ЦТ остается такой же, как и в предыдущие годы: часть А с заданиями, ответы на которые надо выбрать из предложенных вариантов, и часть В, где ответы надо самому вписать.

В этом году по большинству учебных предметов изменилось количество заданий в ЦТ. В целом их меньше. Например, в прошлом году в тесте по биологии было 50 заданий, в этом году – 44, по иностранным языкам на ЦТ 2020 года было 60 заданий, в этом году – 48. Неизменное количество заданий – по русскому и белорусскому языкам.

Но уменьшение количества заданий в тестах не говорит о том, что они станут более легкими. Скорее наоборот: получить большее количество баллов станет сложнее, поскольку изменения в общем количестве заданий связано с уменьшением заданий в части А и увеличением количества заданий в части В. Например, по физике в части А было 20 заданий, а в части В – 12. В этом году в части А будет 18 заданий, а в части В – 14. То есть вариантов заданий, где можно «угадать», уменьшится. Кроме того, в части В у абитуриентов уходит больше времени на ответы.

В Министерстве образования отмечают, что сами тесты сильно не изменились по своей сути. В РИКЗ дополняют, что подобные изменения не усложняют ЦТ, а скорее исключают процент угадывания.

Дополнительные изменения в ЦТ по физике и математике

Помимо количества заданий в тестах по математике и физике намечается еще одно новшество. В части А теперь будут задания, в которых возможны один и более правильных ответов. Раньше в части А был только один правильный вариант ответа из предложенных.

Абитуриенты, которые побывали на репетиционном тестировании второго этапа (в январе-феврале), уже успели прочувствовать новшества.

– Я сдавал репетиционное тестирование по математике и физике во время первого и второго этапов. Во втором этапе и в математике, и в физике уменьшилось количество заданий в тестовой части А и увеличилось в части В. В части А два задания были с несколькими правильными вариантами ответа, – рассказал один из абитуриентов.

Выпускнице гимназии № 1 Алине Горох показалось, что часть В сложнее намного. На решение всех задач ей не хватает времени:

— Задания из части А вполне доступны для решения, и за час можно вполне успеть ответить на все 18 вопросов. И то, что там появились задания с несколькими правильными ответами, не особо усложнило картину. Сложнее решать часть В. Мне и раньше не хватало времени на решение заданий, когда их было 12. А теперь и подавно. На втором этапе репетиционного тестирования я решила только до десятого задания в части В. А оставшиеся четыре задачи не трогала, так как было очень сложно решить и не оставалось времени.

Какие сложности видят репетиторы?

Некоторые репетиторы, которые не один год занимаются подготовкой абитуриентов к ЦТ, теперь озадачены:

– Изменилось количество заданий – к этому были готовы. А вот то, что в части А будет больше заданий с несколькими вариантами ответов – это сложнее детям. Непросто подыскать такие задания, чтобы подготовить их, – говорит репетитор по физике Юлия Сергеевна.

А вот репетитор по математике Татьяна Петровна видит сложность и в самих заданиях тестов:

– Сегодня надо знать всю школьную программу, чтобы написать успешно ЦТ, ведь неизвестно, из какой главы окажутся задания на вступительных испытаниях. Дети порой не понимают суть вопроса. Например, бывают задания найти произведение наибольшего отрицательного корня. Не всегда такие формулировки есть в школьных учебниках или же теория не систематизирована в голове абитуриента. В России на ЕГЭ иначе. Там четкие вопросы: найти сумму, найти произведение… А у нас вопросы завуалированы. И мне приходится учить детей читать и понимать эти вопросы.

А вот репетитор по математике Олег Леонидович считает, что нынешние изменения в ЦТ – это лишь «косметический ремонт» тестов. А более серьезные метаморфозы ожидают впереди:

– Были колоссальные изменения в заданиях ЦТ в 2017 году – в тот период, когда начала меняться школьная программа. В этом году вышел новый учебник по математике для 10 класса. И по этому учебнику видно, что теперь сильно будет отличаться базовый уровень изучения математики и повышенный. Ранее те, кто занимался на повышенном уровне, могли в учебниках решать дополнительные сложные задачи или изучать какой-то отдельный параграф. Теперь же в учебнике есть целые главы для детей, изучающих предмет на повышенном уровне. То есть, на протяжении 7-9 классов разницы между базовым и повышенным изучением математики особо нет. А в 10 и 11 классах совсем по-другому. Сейчас программа повышенного уровня сильно оторвалась от базового уровня. И я думаю, что основные изменения в ЦТ будут в следующем году и именно уже по сути задач, а не в вариативности ответов. И изменения будут связаны с изменениями в школьной программе.

Но об этом пока сведений в Министерстве образования или в РИКЗ нет…

Подробная информация на vb.by