Финансовая грамотность в школьном образовании: проблемы и пути повышения.

Автор:  Савчук Екатерина,  учащаяся лицея ПолесГУ, 11 ˮБ“
Руководитель: Лопух Юлия Ивановна, ассистент кафедры банковского дела
УО ˮПолесский государственный университет“

Исследовательская работа посвящена изучению финансовой грамотности учащихся   лицея ПолесГУ. Интерес к данной теме возник в период обучения в 10 классе лицея УО         ˮПолесский государственный университет“, в котором реализуется проект ˮВнедрение модели создания креативной образовательной среды по повышению финансовой грамотности учащихся“.
Актуальность темы объясняется тем, что современные дети, подростки и молодежь являются активными потребителями и все больше привлекают внимание розничных торговых сетей, производителей рекламы и банковских услуг. В подобной ситуации недостаток понимания и практических навыков в сфере потребления, сбережения, планирования и кредитования может привести к необдуманным решениям и опрометчивым поступкам, за которые придется расплачиваться в течение многих лет на протяжении жизни. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
Целью работы является раскрытие значения и основных направлений повышения финансовой грамотности учащихся школ, гимназий, лицеев Республики Беларусь.
Задачи работы: изучить понятие финансовой грамотности; оценить роль финансовой грамотности населения в социально-экономическом развитии общества; исследовать уровень финансовой грамотности учащихся на примере лицея УО ˮПолесский государственный университет“; изучить программы по повышению финансовой грамотности школьников, реализуемые в Республике Беларусь и за ее пределами; определить направления повышения финансовой грамотности школьников в Республике Беларусь.
Гипотеза исследования: внедрение факультативных занятий в учебный процесс школ, гимназий, лицеев позволит повысить финансовую грамотность учеников, что впоследствии сделает их активными пользователями финансовых услуг, которые в наибольшей степени будут соответствовать их потребностям и возможностям.
Для проверки гипотезы был проведен анализ анкет и тестирование учащихся лицея УО ˮПолесский государственный университет“, в котором в рамках реализации проекта ˮВнедрение модели создания креативной образовательной среды по повышению финансовой грамотности учащихся“ проводились факультативные занятия по основам финансовой грамотности.
Результаты исследования. Результаты целого ряда исследований уровня финансовой грамотности населения в целом и школьников в частности, проведенных в течение последних лет по всему миру и в Республике Беларусь, показали, что этот уровень остается невысоким.
Финансовая грамотность школьников необходима и важна. Школьники – будущее нашей страны. Уже в старших классах многие учащиеся сталкиваются с некоторыми финансовыми операциями: планирование карманных расходов, посещение различных учреждений, оформление первой платежной карточки, покупка книг посредством интернета, оплата мобильного телефона и т.д. Поэтому школьникам необходимы знания и навыки в управлении личными денежными средствами. В связи с широким распространением в последнее время IT-технологий, все большую актуальность для учащихся школ приобретают знания по безопасному использованию удаленных каналов банковского обслуживания (банкоматов, инфокиосков, Итернет-банкинг и т.д.). Учащиеся старших классов готовятся к поступлению в высшие учебные заведения, многие из учеников будут учиться в других городах. Поэтому важно уметь составлять свой личный бюджет, правильно управлять своими доходами и расходами, иметь представление о кредитах, депозитах, уметь самостоятельно рассчитывать проценты по кредитам и депозитам, уметь пользоваться банковскими платежными карточками.   
Программы и мероприятия по повышению финансовой грамотности школьников в той или иной степени реализуются во многих государствах мира. В Беларуси в отдельных школах, гимназиях, лицеях проводятся факультативные занятия по основам финансовой грамотности, организовываются встречи с банковскими работниками. Можно сказать, что нет комплексной программы по повышению финансовой грамотности школьников, эта деятельность носит фрагментарный и разрозненный характер. 
Анализ международной практики повышения финансовой грамотности школьников показал, что во всех государственных школах факультативные занятия по финансовой грамотности проводятся уже с первого класса, но сейчас планируется сделать их обязательными.
Необходимость внедрения факультативных занятий по финансовой грамотности в общеобразовательной школе доказывает и практика проведения таких уроков в лицее УО ˮПолесский государственный университет“. Так, перед началом проведения этих занятий было проведено анкетирование лицеистов, которое показало, что 70% лицеистов не пользуются банковскими услугами; 95% лицеистов и их родители не ведут учет личных (семейных) доходов и расходов; в случае выигрыша значительной сумму денежных средств 80% лицеистов потратили бы их на покупку того, на чем раньше экономили  и 15% отложили бы деньги в копилку и только 5% положили бы деньги на депозит в банке. 
После изучения курса основ финансовой грамотности, тестирование лицеистов показало, что уже 40% лицеистов не пользуются банковскими услугами; 60% лицеистов и их родители стали вести личный (семейный) учет доходов расходов; уже больше лицеистов доверяют банкам и понимают, что некоторую сумму значительного выигрыша лучше разместить во вклад в белорусских рублях в банке, т.к. это может быть источником инвестиций в будущее обучение. 
В рамках реализации проекта квалифицированные преподаватели, компетентные сотрудники банковской сферы, студенты факультета банковского дела УО ˮПолесский государственный университет“, а также приглашенные гости излагали учащимся теоретические основы финансовой грамотности с учетом современных представлений, основы управления личными финансами, правила планирования личного бюджета, важность оценки финансовых рисков, а также отвечали на возникающие вопросы.
Посредствам квалифицированного общения, просмотра научно-популярных роликов, раскрывающих основные элементы и понятия финансовой системы, решения практических задач, проведения финансово-экономических бизнес-игр (ˮФинансовый футбол“,  ˮСоздай свой холдинг“ и др.), различных практико-ориентированных семинаров, тренингов, диспутов лицеисты приобрели навыки, которые помогут им ориентироваться  во ˮвзрослом“ финансово-ориентированном мире. При сотрудничестве со специализированными фирмами проводились экономические игры (например, ˮFLIXA“). При этом, лицеисты со своей стороны, выступая в роли своеобразного коммуникационного канала,  доносят новые знания и умения своим близким, расширяя круг финансово образованного населения.
Вывод. Вопрос повышения финансовой грамотности населения в течение последнего десятилетия приобрел статус проблемы государственного значения во многих странах мира. Основными результатами внедрения факультативных занятий по основам финансовой грамотности в учебный процесс школ могут стать совершенствование финансового рынка страны, повышение стабильности его функционирования, ускорение экономического роста и, в конце концов, повышение уровня жизни каждого отдельного индивидуума и  населения страны в целом.